вторник, 9 июня 2015 г.

Установка патчей и обновление приложений FreeBSD

Вступление

Крайний раз я обновлял программное обеспечение своего компьютера на новогодних каникулах. Это обновление было для меня особенным. Во-первых, обновление операционной системы заключалось не просто в установке заплаток, а в переходе с FreeBSD версии 9.1 на 9.3. Это был для меня новый опыт. Переход на новую версию оказался простым и безболезненным. Во-вторых, при обновлении пакетов приложений выяснилось, что, так старательно рекламируемый разработчиками, GNOME 3 работать у меня не хочет. Рабочего решения я не нашел, код смотреть не захотел, на форум разработчиков обращаться застеснялся и решил, что перейду на Mate.

Вчера (8 июня 2015) решил снова обновиться. При обновлении пакетов выяснилось, что разработчики "играли" со шрифтами и чего-то поломали. В результате, я словил проблемы. Решение этих проблем у меня уже есть, не знаю, правда, насколько оно изящное. Но то, что я нашел, имеет право быть записано. На всякий случай.

Обновление

  1. Очистка локального кеша пакетов (у меня там давным-давно лежали 300MiB ненужных пакетов).
    # pkg clean
  2. Получение патчей.
    # freebsd-update fetch
  3. Установка патчей.
    # freebsd-update install
  4. Перезагрузка
    # reboot
  5. Обновление дерева портов (чтобы почитать актуальный pkg updating).
    # portsnap fetch update
  6. Просмотр инструкции к обновлению (все, что я там прочел, мне либо не пригодилось, либо не помогло).
    # pkg updating
  7. Обновление пакетов.
    # pkg upgrade
  8.  После перезагрузки я приступил к восстановлению работоспособности машины.
    # pkg clean
    # reboot

Восстановление

 1. Применение универсальной локали для запуска twm

С первой проблемой я столкнулся, когда попытался войти в систему из под обычного пользователя и у меня это не получилось: после авторизации меня снова выкинуло на экран xdm. Причины такого поведения, как правило записываются в ~/.xsession-errors. Я обнаружил там сообщение об ошибке следующего вида.
twm: unable to open fontset -adobe-helvetica-bold-r-normal-...
Решение я нашел на LinuxQuestions.org в этой статье: [SOLVED] Problems with TWM + UTF-8. Максимально сокращая всю писанину из нее, могу сказать, что проблема в том, что twm разленился запускаться с локалями KOI8-R и UTF-8. Решение: запускать его с универсальной локалью C. На картинке ниже показано, что я изменил в файле ~/.xsession. Как видите, добавилась команда LANG=C, перед запуском оконного менеджера.

2. Установка кириллического шрифта для xterm

Чтобы кириллица отображалась кириллицей, а не крякозябрами, я применил решение отсюда: Блог Eugen772 - XTerm и KOI8-R во FreeBSD, но, используя информацию из man X, сделал его универсальным для всех пользователей.
Решение заключается в установке пакета terminus-font и установке этого шрифта по умолчанию для xterm (подробнее написано в этом ответе на форуме AskUbuntu.com).
# pkg install terminus-font
# # После установки шрифта нужно добавить строку
# # FontPath "/usr/local/share/fonts/terminus-font/"
# # в раздел Files конфигурационного файла X
# # (у меня он /etc/X11/xorg.conf)
# echo 'xterm*font: -*-terminus-*-r-*-*-12-*-*-*-*-*-koi8-r' >> /usr/local/share/X11/app-defaults/XTerm

3. Универсальная локаль больше не требуется

После установки шрифта, можно вернуть ~/.xsession к исходному виду (т.е. убрать из него команду LANG=C). Иначе кириллица в заголовках окон отображаться будет никак :-)

 Проблемы

  1. При новой установке потребуется дополнительно устнавливать шрифт что-ли? Это нонсенс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий